К сожалению, современная монархическая теория недостаточно развита, по
сути дела отсутствует. Однако имеется ряд произведений выдающихся русских
монархистов прошлого, которые в состоянии дать ответы на большинство
вопросов, связанных с монархическим управлением. Также есть все основания
полагать, что путём трезвой оценки идей указанных авторов и современной их
интерпретации можно построить чёткую систему будущего государственного
устройства России.
Лев Тихомиров "Монархическая государственность"
. Самое значительное произведение, посвящённое принципам монархического устройства. К сожалению, не очень легко читается, но зато даёт действительно глубокое понимание. Одним словом, классика.
Иван Солоневич "Народная монархия"/(zip-архив). Весьма популярная и довольно критичная книга. Содержит очень интересные доводы в пользу монархического устройства, легко читается, ещё легче перечитывается.
Лев Тихомиров "Критика демократии"/(zip-архив).
"Я полагаю, что вовсе не широта или узость требований приводят к бессилию русское либеральное движение. Настоящая причина бессилия наших политических программ состоит в том, что они слишком теоретичны, слишком мало национальны, слишком мало сообразованы с условиями нашей страны".
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн "Самодержавие духа".
"Источник власти один – Бог. Люди сами по себе не являются
источниками власти, как бы много их ни было, в каком бы взаимном согласии они ни
находились. Народовластие, "народное представительство", с точки зрения
христианства, – абсурд. Народ не может никому поручить свою "власть", ибо у него
этой власти просто нет.
Но единый Божественный источник власти предполагает два ее вида. Первый,
"по благоволению", – "беспрекословно хорош". Это власть богоугодная,
находящаяся в соответствии с Законом Божиим, то есть законная. Об этой власти в
Евангелии сказано. "Слово Его было со властью" (Лк. 4:32), "дал силу и власть
над всеми бесами" (Лк.9:1), "Сын Человеческий имеет власть прощать грехи" (Мф.
9:6). Эта христианская власть направлена всецело ко благу людей. Ее
государственным воплощением и является русское самодержавие.
Свидетельствуя о своем "подзаконном" отношении к заповедям Божиим самим
фактом утверждения власти Царя в Таинстве Миропомазания, самодержавие не имеет
своих "самостоятельных" нецерковных идеалов и целей. Вопреки расхожему взгляду,
православная государственность России не претендовала на самоценность, в идеале
смиренно довольствуясь ролью "ограды церковной". Целью такой власти является
всемерное содействие попыткам приблизить жизнь народа во всем ее реальном
многообразии к евангельскому идеалу. Иными словами, цель богоугодной власти –
содействие спасению душ подданных, в соответствии со словами Божиими: "Не хощу
смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему"
(Иез. 33:11).
Однако есть в мире другая власть. Искушая Христа Спасителя господством над
миром, сатана прельщал Его, говоря: "Тебе дам власть над всеми сими царствами и
славу их, ибо она предана мне". Источник этой сатанинской власти – попущение Божие.
Все идеи демократии замешаны на лжи. Уже в определении — ложь! Слово это переводится на русский язык как «власть народа» или «народоправство», но ни в одной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит. Заветный плод государственной власти всегда в руках узкого слоя, немногочисленной и замкнутой корпорации людей, чье ремесло — политика, профессия — жестокая и беспощадная борьба за эту власть
".
Архиепископ Серафим (Соболев) "Русская идеология".
"Теперь, если мы хотим спасения и возрождения России, то должны всемерно стремиться к тому, чтобы у нас опять был самодержавный царь помазанник Божий, который, как душа русского народа, возродит Россию, и она опять сделается великой и славной на страх всем ее врагам, на счастье своего народа."
Н.Я. Данилевский "Россия и Европа". Основной труд Данилевского "Россия и Европа" содержит теорию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип - это целостная система, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Данилевский выделяет ряд культурно-исторических типов, таких как египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский и др. Некоторые из них завершили свое существование, другие находятся в одной из фаз своего развития.
Историческую миссию России Данилевский видит в заботе о сохранении и развитии славянского культурно-исторического типа. Западная Европа враждебна России и славянству, поэтому необходимо крепить солидарность славянских народов в борьбе со стремлением Запада уничтожить, подчинить или ассимилировать славян.